Храм Святых
Первоверховных апостолов
Петра и Павла
Местная религиозная организация православный Приход храма первоверховных апостолов Петра и Павла х. Каменный Брод Родионово-Несветайского района Ростовской области Шахтинской Епархии Русской Православной Церкви
(Московский Патриархат)
Настоятель иерей Александр Шляхетский
ссылка на сайт Храм Петра и Павла
Юридический адрес: 346599, область Ростовская, район Родионово-несветайский, хутор Каменный Брод, улица Первомайская, д. 5 А
Действует с 19.04.2013
Банковские реквизиты для пожертвований:
Получатель платежа: МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ХРАМА ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА Х.КАМЕННЫЙ БРОД РОДИОНОВО-НЕСВЕТАЙСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ШАХТИНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)
Наименование платежа: пожертвования для строительства Храма
Банк: отделение № 5221 Сбербанка России г. Ростов-на-Дону
Расчетный счет: 40817810752093398179
Корреспондентский счет: 30101810600000000602
БИК: 046015602 ИНН: 7707083893
Перевести денежные средства также можно:
- по номеру телефона 89281634001
Наумову Николаю Георгиевичу (с пометкой «НА ХРАМ»);
- на номер банковской карты 639002529034328188 (с пометкой «НА ХРАМ»).
Историческая справка.
Архивные данные об истории возникновения церкви.
Впервые исторические сведения о Петропавловской церкви были опубликованы Иваном Михайловичем Сулиным в Кратком описании станиц области войска Донского// Донские епархиальные ведомости.(Новочеркасск). 1890. №17 С.680 (фонд ДГПБ): "Въ хуторе Каменнобродскомъ Петро-Павловская церковъ первоначально построена в 1854 году, деревянная; а 20 Мая 1881 года отъ громоваго удара вся до основанiя сгорела. Утварь однако была спасена. На место сгоревшей построена временная церковьъ въ тоже наименованiе, освящена 13 Сентября 1881 года, деревянная, крытая железомъ, при ней колокольня на четырёхъ столбахъ.
Вместо временной въ 1885 году построена однопрестольная каменная, съ такою же колокольнею и оградой, и освящена въ тоже наименованiе 10 Ноября того же года. Стоимость постройки обошлась въ 17 000 рублей. (Донесенiе окружн. нач. и клир. вед. 1884 и 1886 гг.)."
Также сведения о церкви упоминаются и в Сборнике Областного Войска Донского статистического комитета Вып. 8: Новочеркасск, 1908 (Библиотечный фонд: Донская Государственная библиотека). В статье "Часовни, церкви и моностыри на Дону отъ начала ихъ появленiя до конца XIX века. Церкви въ Донскихъ хуторахъ и посёлкахъ." А. Кирилловъ пишет на странице 8:
(Кстати эту же статью можно встретить и в книге "Донская церковная старина" Вып. 2, г. Новочеркасск 1909 года (из фонда ДГПБ)). Более подробнее информацию о нашей церкви мы нашли на странице 187 уже в статье того же Ив. Сулинъ "Матерiалы къ исторiи заселенiя Черкасскаго округа"
"Первая церковь в хуторе Каменнобродском была деревянная, однопрестольная, во имя святых Апостолов Петра и Павла, она была заложена 8 июля 1862 года, а освещена 27 апреля 1864 года. (Дела хоз. За 1862 г., №75, арх. Донск. Дух. консист.) Церковь эта 20 мая 1881 года от громового удара сгорела и вместо сгоревшей в 1885 году устроена в том же наименование однопрестольная церковь, кирпичная, с деревянным куполом; колокольня при ней такая же. (Там же клировые ведомости за 1894 год)"
Петропавловская церковь находится очень близко территориально от станицы Грушевской, кроме того, пристраивалась она на средства той же станицы, также, благодаря территориальной близости, жители Грушевской могли посещать церковь, а жители Каменного Брода – наоборот, особенно если поменяли место жительства, что случалось нередко.
В архивных материалах Государственного архива Ростовской области "Клировых ведомостях церквей Багаевского благочиния за 1906 год" Дело №11400 о данной церкви мы узнали следующее:
«1. Церковь построена в 1885 году по усердию и на средства прихожан вместо сгоревшей от громового удара 20 мая 1881 года, которая была построена в 1864 году (есть расхождения в датах постройки – прим.автора). Расширена церковь в 1905 году с восточной и северной сторон на средства Грушевской станицы. Кирпичная с деревянным куполом, покрыта листовым железом, ограда железная на каменном фундаменте, при ней колокольня. Освящена 10 ноября 1885 года, а расширенная освящена вновь 24 июля 1905 года.
Дом для священника и надворные постройки построены на собственные средства священника Андриана Павловича Поликарпова. У псаломщика собственный дом.
Ещё здания: караулка каменная, крытая листовым железом с пристройкой для церковно-приходской школы, которая расширена в 1905 году. Заведующий школой и законоучитель священник Адриан Павлович Поликарпов. Родился священник в Воронежской губернии, сын диакона, в 1876 году окончил курс в Воронежской духовной семинарии по 2 разряду.
26 марта 1878 года Пресвященным Нестором, Епископом Аксайским, рукоположен в священники в данный храм.
31 октября 1884 года награждён набедренником за отличную и усердную службу по гражданскому ведомству.
С 25 октября 1886 года Высочайшего утверждения Его Величества Государя Императора состоит пожизненным членом ревнителем Восстановления православного христианства на Кавказе по 4 разряду и имеет серебряный знак святой Нины 4 разряда, медалью за общую народную перепись.
3 февраля 1904 года за 25-летний труд по народному образованию Всемилостивейше пожалован орденом Св. Анны 3 степени и грамотой.
Грамоту имеет.
Вдов, от роду 54 года.»
А вот интересная история, которая рассказана в тех же архивных материалах о диаконе Иоанне Ивановиче Девяткине, которому в 1906 году было 60 лет. Он был «… иногороднего происхождения, дьяковский сын, в феврале 1864 года определён был к Петро - Павловской церкви хутора Каменнобродского Пресвященным Никанором, бывшим викарием Донской Епархии рукоположен во диакона на псаломщицкой вакансии к их Петро – Павловской церкви.
По прошению прихожан станицы Грушевской Епархиальным начальством перемещён на псаломщицкую вакансию к их Варваринской церкви 28 января 1878 года. 26 июня 1885 года утверждён штатным диаконом на настоящее место. С 1 сентября 1889 года по 1 сентября 1902 года состоял учителем в Варваринской церковно-приходской школе. Есть собственный дом в станице Грушевской.
Псаломщик Василий Петрович Поворинский, сын дьячка, обучался в среднем отделении Балашевского духовного училища. Родился в Воронежской губернии Новохаперского уезда.
С мая 1893 года допущен в качестве псаломщика в данную церковь.
6 февраля 1899 года Епархиальным начальством утверждён в должности штатного псаломщика.
Церковный староста казак Самуил Трофимович Кочетов, служит с 21 апреля 1904 года, ему 47 лет.»
В настоящем году в сей церкви совершено было треб:
крещений – 139, браков повенчано -22, погребений – 89.
Поселковый атаман урядник Тимофей Дмитриевич Коцупеев.
О прихожанах церкви во имя Петра и Павла начало 20 века (1906 год):
В каких местах, какого звания прихожане |
число дворов |
мужчин |
женщин |
Поселковый атаман урядник Тимофей Дмитриевич Коцупеев |
|
|
|
Казаков солдат |
161 |
550 |
500 |
чиновников |
1 |
1 |
2 |
мещан |
17 |
59 |
61 |
раскольников |
|
1 |
1 |
крестьян |
5 |
20 |
25 |
Всего: |
184 |
631 |
589 |
Из следующего источника "Церковный клир городских, станичных и хуторских церквей Войска Донского, XVIII в. - 1918 г. фактографический справочник Ч. 2 (Ростовский округ, Сальский округ, Таганрогский округ, Усть-Медведицкий округ, Хоперский округ, Черкасский округ, указатели)" автора Сизенко А.Г. (из фонда ДГПБ) на стр. 511 мы узнаём информацию о церковнослужителях Петропавловской церкви. Расположение в табличной форме:
Хутор Каменобродский
Петропавловская церковь (1878-1918 гг.)
Священники Срок пребывания в службе
Поликарпов Андриан Павлович 26.03.1878-29.05.1910
Губанов Захар 16.06..1910-16.12.1913
Поярков Семён Алексеевич 08.02.1914-1917
Попов Борис 1917- после 1918
Псаломщики
Пономарёв Николай Николаевич 30.04.1886-01.02.1888
Кожин Алексей Петрович 03.03.1888-19.11.1891
Худяков Сергей 10.12.1891-1893
Поваринский Василий Петрович 05.05.1893-13.08.1914
Белявский Николай 20.08.1914-10.06.1915
Доманов Яков 23.06.1915-28.09.1915
Васильев Александр 25.10.1915- после 1918
Церковные старосты
Востров Евстафий Афанасьевич (казак) 05.04.1885-1897
Байчевский Григорий Яковлевич (урядник) 30.10.1897-1904
Кочетов Самуил Трофимович (урядник) 21.04.1904-1908
Востров Илья Самуилович (казак) 1908-1911
Тихонов Павел (казак) 01.09.1911-после 1914
Просфирницы
Нечитайлова Надежда Семёновна (казачья вдова) 01.11.1881-1892
Цветова Акулина Домиановна (казачья вдова) 21.09.1892-1897
Мурова Ирина Ефимовна (вдова урядника) 28.06.1897-после 1907
Статья в газете "Деловой Миус" № 27 Е. Гордеева от 7 июля 2011 года
(Материал для статьи автор брал в нашей сельской библиотеке)
По благословению вновь избранного епископа Шахтинского и Миллеровского Игнатия освящен крест Петропавловского храма хутора Каменный Брод. Чин освящения совершил благочинный приходов Шахтинского округа протоиерей Георгий Сморкалов.
Петропавловский храм в хуторе Каменный Брод был построен в 1898 году, в богоборческое время несколько раз закрывался, и окончательно был закрыт в 1961 году, в году хрущевских гонений на Церковь.
До недавнего времени в здании поруганного храма находился склад химикатов. И лишь три года назад милостью Божией, стараниями местных жителей и попечением жертвователей началось восстановление поруганной святыни: сделан ремонт притвора, где окормляющим храм иереем Андреем Супруновым совершаются молебны, на одном из уральских заводов отлит и установлен колокол на колокольне весом 40 килограмм, ведутся работы по ремонту алтарной части. Нынешним летом изготовлен крест высотой 1,2 метра, который пока установят на алтарной части храма.
Ольга Изотова.
Шахты.SU
15.01.2013 12:06
Радостью от этого события поделилась постоянная читательница «Крестьянина» Надежда Варламова: «В наше нелёгкое время люди всё-таки не растеряли доброты и духовности. С февраля 2012 года в церкви святых апостолов Петра Павла проводятся регулярные службы. Этот храм, построенный в 1885 году на месте сгоревшего деревянного, благополучно просуществовал до 1960 года в своём исконном предназначении. Но хрущёвская атеистическая кампания коснулась и его. Сначала в здании устроили спортзал; когда была построена новая школа, храм достался колхозу, потом совхозу, которые использовали его как мастерские, складское помещение. К девяностым годам остались одни только стены. И вот храм снова радует жителей хутора и округи. О том, как идёт восстановление, во всех подробностях может рассказать мой отец – Николай Георгиевич Наумов, который принимает в этом активное участие».
Ничего не бывает вдруг. Николай Георгиевич с удовольствием рассказывает об истории самого хутора. Сведения о том, как в 1741 году ещё до создания регулярной армии служивые люди – крестьяне московской Руси – основали первое поселение, раскопала в архивах Музея донского казачества местная учительница Валентина Ивановна Скидан. Сегодня её уже нет в живых, но своим ученикам и землякам она преподала действенный урок патриотизма.
– Я хорошо помню храм ещё до разорения, – говорит Николай Наумов. – Помню последнего батюшку – Колесников, кажется, Иван. С его дочерью Аней мы учились в одном классе. Помню, как машиной увозили в неизвестном направлении всю церковную утварь. Хорошо ещё, что часть икон разобрали люди. Сейчас они возвращаются. Даже из Ростова привезли святые образа бывшие хуторяне, узнав, что храм снова действует. Долгие годы его руины бередили совесть каменнобродцев. Ещё в начале девяностых работники совхоза устроили на развалинах субботник – вывезли весь мусор. Потом не раз мечтали мы с нашим земляком генерал-лейтенантом внутренних дел Иваном Жарковым о восстановлении храма. И вот с 2008 года начали воплощать идею в жизнь. Сначала пожертвования шли очень скромные и дело продвигалось неспоро. Тем не менее уже 17 октября 2010-го молебенная часть храма была торжественно открыта. Приезжий батюшка отслужил молебен святым Петру и Павлу. А за прошлый год мы собрали 741 тысячу рублей и 728 из них освоили. Установили купол, возвели колокольню. Есть два колокола. Первый привёз Иван Данилович Жарков. Каждое лето приезжает он с женой из Екатеринбурга на малую родину и занимается восстановлением храма. С возрастом все приходят к вере. Я в своё время был коммунистом и не отрекаюсь от партии, партбилет сохранил – не разрывал. Не считаю, что время то было плохое, но церковь зря коммунисты погубили. Ведь все службы как начинаются? С пожелания здоровья всем прихожанам, правителям нашей страны, чтобы был мир в этой стране и этом посёлке или хуторе, и так далее. И церковь всегда была на службе у власти. Зря коммунисты боролись с религией. Это была их ошибка.
Свою работу Николай Георгиевич выполняет на общественных началах. Все пожертвования и расходы скрупулёзно записывает в журнал, хоть, говорит, и не принято в церкви перечислять фамилии жертвователей. Благодарен энтузиаст главам районной (А.В. Кучмиев) и сельской (Н.Н. Лихачевская) администраций. В скудных бюджетах нет средств на храм, но эти люди жертвуют собственные деньги, и такая поддержка ещё дороже. А недавно 88-летняя пенсионерка принесла из своих сбережений 20 тысяч рублей. Называть фамилии Николай Наумов отказывается: «Всех не перечислишь, а помощь ценна не только деньгами. Не могу сказать, что народ резко поменялся. Но что-то в сознании людей происходит. Иногда и просить не надо. Вот выпал снег, а мне звонят: «Я там проехался грейдером, расчистил к храму дорожки». И летом те, у кого есть техника, выручают».
Заслуга прихожан, что указом по Шахтинской епархии был назначен настоятель храма. Отец Геннадий регулярно проводит все требы, которые в церкви полагаются: крестины, отпевания, венчания. Есть даже хор. Пока только из трёх человек. Но уже и несколько местных школьниц приобщаются к церковному пению. Приход церкви святых апостолов Петра и Павла включает и жителей хуторов Кутейниково, Грибцово, Октябрьский. На будущее грандиозных планов прорабобщественник не строит, однако всё делает на перспективу.
– Изначально сооружение было крестообразной формы, но от двух приделов остались лишь фундаменты. Мы их не тронули. Может, у наших детей появятся средства возвести на них стены. В прежнем храме на деревянном потолке росписи не было. Мы оштукатурили своды. Бог даст, распишем.
Николай Наумов продолжает собирать сведения об истории каменнобродского храма. Надеется разыскать последнего священнослужителя Колесникова или его родных. Для этого просил опубликовать номер своего телефона: 8-928-163-4001.
Такая вот развернулась в хуторе Каменный Брод работа над ошибками.
Людмила ВОРОБЬЁВА
Родионово-Несветайский р-н, Ростовская обл.
Об апостолах Петре и Павле
1. Апостола Петра до встречи со Христом звали Симон, он был простым бедным рыбаком, почти безграмотным. Симон занимался ежедневным тяжелым трудом, зарабатывая себе на пропитание ловлей рыбы на Галилейском озере. По первому же слову Спасителя, благодаря пламенной вере и страхе Божием, он оставил все: ремесло, дом, имущество – и пошел за Христом.
Св. Петр и Павел в житии. Из церкви св. Петра и Павла в Кожевниках в Новгороде. XVI в.
2. Павел происходил из знатной семьи, был родом из колена Вениаминова и до своего обращения носил имя Савл. Почетный римский гражданин, cтрожайщий исполнитель иудейского закона, воспитанник знаменитого законоучителя Гамалиила, уважаемый всем народом человек - вот кем был Савл. Он был наделен большой властью: имел особые полномочия от первосвященника преследовать христиан и предавать их на казнь. Но однажды Сам Господь Иисус Христос открылся ему на пути в Дамаск, тогда Савл с прежней ревностью встал на защиту Церкви и проповедь христианства.
Петр и Павел. Карелия. XV в.
3. Петр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу по три и даже по пять тысяч человек. Он исцелял безнадежных больных, воскрешал умерших. Люди выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола Петра осенила их. Он был первым апостолом, заключенным в темницу, подвергнутым преследованиям и побоям. Однако Петр только радовался, что претерпел муки за Христа и продолжал безбоязненно проповедовать в разных странах.
Петр и Павел. С. Слудка Ильинского района 1603-1624 гг.
4. Павел постоянно странствовал, проповедуя Евангелие, за это время он написал 14 посланий. Иоанн Златоуст говорил, что послания эти ограждают Вселенскую Церковь наподобие стены, построенной из адаманта. Он обращал ко Христу своими мудростью и красноречием. Когда на больных и страждущих возлагали платки взятые у апостола Павла, у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Иудеи неоднократно пытались убить апостола Павла, однажды свыше сорока человек даже поклялись не есть и не пить, пока не убьют его. Но Павел продолжал свое служение.
Первоверховные апостолы Петр и Павел, с деяниями в 12 клеймах. Север. Вторая половина XVII в.
5. "Дал еси утверждение Церкви Твоей, Господи, Петрову твердость и Павлов разум”, – говорится в стихире праздника. “Петрова твердость" – мужество в исповедании веры и в принятии страданий. Недаром имя «Петр», нареченное Симону Господом, означает "камень". А "Павлов разум" – необыкновенная мудрость, которая уже две тысячи лет привлекает сердца людей к Богу.
источник: http://cyrillitsa.ru/actual/712-o-petr-i-pavel.html